Именные гусли царя Давида.
Прошло наверное уже лет десять с
того момента, когда я впервые поставил цель купить нормальную
электрогитару. До этого я был несчастным обладателем шедевра
кустарного производства. Чтобы понять масштабы бедствия для
сравнения скажу, что гитара моего товарища марки "Стелла"
казалась хорошей гитарой. Итак, я начал искать информацию о том,
что можно купить в магазинах. Первым мне попался небольшой
фрагмент прайс-листа на гитары Ibanez.
Помимо всех прочих моделей за 300-500 долларов была гитара
Ibanez JS2000 за 1503 доллара. В
описании было указано, что это подписная модель Джо Сатриани
(имя на тот момент мне мало о чём говорило). Тогда я подумал
"вот тебе на... мужик подписал гитару и она так лихо прибавила в
цене...".
Музыка, а именно рок-музыка, пожалуй единственное направление во
всех видах искусства, в котором у артистов (в смысле людей,
занимающихся искусством) есть привилегия обладать именными
инструментами. Я ни разу не слышал о именных кистях для
художников, стеках для скульпторов или, даже не знаю, именных
балетных туфлях великой балерины...
Сейчас так много хороших (и не
очень) музыкантов, имеющих контракты с гитарными
производителями, благодаря чему мы имеем возможность заполучить
гитару имени великого. Обидно лишь то, что во всём этом
множестве действительно интересные и уникальные инструменты
можно пересчитать по пальцам. Кого можно выделить:
В первую очередь Ле́стер
По́лсфусс (Лес Пол) и Рэнди Роадс


Это не просто именные инструменты, это имена определяющем сам
форм-фактор гитары. На их основе десятки других именных
инструментов. Именной Лес Пол Слэша, или Лес Пол Джимми Пейджа.
Рэнди Роадс Алекси Лайхо. Мне одному кажется, что как-то коряво
звучит?
Во вторую очередь хочется назвать гитару Брайана Мэя. Инструмент
на самом деле уникальный. Смущает лишь то, что сам Брайан Мэй
едва ли не единственный человек, который играет на этих гитарах,
кроме того сам же их и производит.

Не знаю на сколько правильно будет
отметить гитару Стива Вая Ibanez JEM
серии, но я это сделаю. Можно сказать, что это вполне обычный
суперстрат и до него он играл на джексоне ,с которым у
JEM есть что-то общее, но всё-таки мир
впервые увидел так сильно полюбившуюся в массах серию
RG именно в этой ипостаси. И опять же
на её основе создаются всё новые и новые именные инструменты от
Ibanez.

Хотелось бы продолжить, но больше
на память ничего не приходит. Смею предположить что у
большинства остальных в основе лежит серийно выпускаемая
модель со слегка изменённой спецификацией. Могу ошибаться, так
что прошу комментить )
К сожалению (а может быть и к счастью) мир так и не узнал в
лицах Лео Фендера и Теда МакКарти великих музыкантов. Тогда
можно было бы ещё приписать несколько гитар к этому списку.


Талант этих по истине великих
дизайнеров/инженеров более востребован среди музыкантов, чем
попытки самостоятельного воплощения зрительных образов
соответствующих идеалу того, как должна выглядеть его гитара. Да
и у тех их шедевры скорее представляют из себя сборную солянку
всех ранее используемых ими инструментов.

На сколько мне известно, у гитарных
компаний существуют 3 уровня контрактов, который они могут
предложить музыкантам:
3ий уровень: музыканту бесплатно
предоставляются любые из серийно производимых инструментов,
которые он может самостоятельно модернизировать и всячески
адаптировать для своих нужд. Подразумевается, что инструмент
будет использоваться на публичных выступлениях ну и конечно же
восхваляться при всяком удобном случае.
2ой уровень: музыканту
предоставляется инструмент с полностью удовлетворяющей его
спецификацией по материалу, электронике и фурнитуре. Инструмент
производится на основе существующей серийно производимой модели
(форма корпуса, головки грифа и пр.) без изменения
технологического процесса её изготовления.
1ый уровень: полный полёт фантазии
- что хочу то и ворочу. Допускается как угодно изменять
существующие концепции инструментов, вплоть до нового дизайна.
На основании разработанного прототипа выпускается серийная
именная модель, с продажи которых музыкант получает свой
процент.
Инструмент в руках мастера,
или на какой гитаре лучше не уметь
играть.
Относительно новая мода в создании
именных инструментов - это воссоздание точных копий гитар
музыкантов, оставивших жирный отпечаток в истории гитарной
музыки. История их примерно следующая:
Жил да
был задорный мальчуган, который ни с того ни с сего захотел
играть на гитаре. Пошёл он в магазин "Мелодия" и купил себе
гитару! Ту, что была на витрине, или на которую попросту хватило
денег в копилке. Или денег не хватило и пришлось купить б/у
гитару за недорого или вовсе отдельно гриф и корпус гитары из
сомнительного дерева. А может быть папа просто оторвал кусочек
интерьера собственного дома и сделал сыну подарок изготовленный
собственными руками.


Шли
годы, инструмент изменялся, дорабатывался напильником, становясь
всё более удобным для музыканта, а его владельца полюбили
миллионы и постеры с его изображением
венчают изголовья кроватей меломанов всего мира.
Круто?
Конечно круто! Я бы так хотел... а кто бы не хотел? Ребята
молодцы и достойны того признания, которое они имеют и даже
больше! Только вот гитары, по моему, у них какие-то стрёмные...
Это я к
чему это всё? Звучание гитар, сделанных/переделанных из
непонятно чего, не везде аккуратно, возможно не так как
хотелось, а так как получилось, стало эталонным и музыканты
стремятся его воспроизвести всеми возможными средствами и ведь
не получается. Производитель нам 'кагбэ
намекает' - чтобы звучать как твой
любимый гитарист тебе нужно купить гитару как у него!
Сколько стоят денег именные инструменты? Дорого, а точные копии
на порядок больше. Получится звучать с этими гитарами точно
также как тот, чьё имя носит гитара? 100% нет.
Я рад,
что ты дочитал до конца. Немного скучновато получилось... Итогом
всему написанному хочу лишь сказать, что каждый гитарист обязан
иметь именной инструмент. И не чужой, а свой собственный.
Спасибо!
C уважением, ваш я.
mikhailwp, 2011
|